redavan


Решусь на все, что смеет человек. Кто смеет больше, тот не человек.

Будьте реалистами, требуйте невозможного!


Previous Entry Share Next Entry
Тезисы-конспект по материалистической диалектике на основе предисловия к «Феноменологии духа»
redavan
Самое легкое обсуждать то, в чем есть содержательность и основательность, труднее его постичь, самое трудное – воспроизвести его. (Гегель)

[Суть науки]

1) В философии впадают в иллюзию, будто в целях и конечных результатах выражена суть дела. Напротив, суть диалектики исчерпывается не своей целью, а своим осуществлением, не результат есть действительное целое, а результат вместе со своим становлением.

[Исторические условия образования диалектики]
2) На ступени буржуазного производства индивиды освободились от уверенности и удовлетворенности предопределенных отношений зависимости, от этого "примирения с сущностью" - с общиной и своими условиями труда.

3) Индивиды не только освободились, но и "перешли к своей рефлексии в самое себя, лишенной субстанциальности" - то есть стали индивидами, которые связаны с другими индивидами и со своими условиями труда только вещными отношениями, которые осознаются, как опустошение и отчуждение - "он сознает эту потерю и бренность".

4) Теперь, как будто нужда в противном - он требует теперь от философии не столько знания того, что есть он, сколько лишь – восстановления с ее помощью названной «субстанциальности и основательности бытия» то есть удовлетворенности в «бытии» - жизни.

5) Впрочем, не трудно видеть, что наше время есть время рождения и перехода к новому периоду [Работа написана в 1807 год]. «Дух» то есть индивиды буржуазного общества порвали с прежним миром «своего наличного бытия», феодальным порядком и своего представления, они готовы «погрузить его в прошлое и трудится над своим преобразованием» - а именно готовы к революции. Это постепенное измельчение, не изменившее облика целого, прерывается восходом, который сразу, словно вспышка молнии, озаряет картину нового мира. Однако совершенной действительности в этом новом так же мало, как и в новорожденном младенце; – или другими словами, немецкая теория – остается теорией мещан, не готовых к решительным действиям.

6) Наука находится только на начальной стадии и, следовательно, еще не достигла ни полноты деталей, ни совершенства формы. Одна неподвижная форма, в которую обладающий знанием субъект облекает то, что перед ним находится, материал, погружаемый извне в эту покоящуюся стихию, – все это столь же мало, как и произвольные выдумки по поводу содержания, есть осуществление того, что требуется, а именно: из себя самого проистекающее богатство и само себя определяющее различие форм.

[Суть диалектики]

7) Наука рассматривает несущественное определение, а рассматривает определение, поскольку оно существенно; не абстрактное, а действительное. Научное познание требует отдаться жизни предмета, или, что-то же самое, иметь перед глазами и выражать внутреннюю необходимость его.

8) Научное познание есть стремление отыскать в частных явлениях общие начала, «сущность», «субстанцию». Но действительное есть не только «субстанция», но и «субъект» - «само-себя-полагающее» и «внутри-себя-живущие» движение, то есть процесс, который сам создает свои моменты. Условие познания всех процессов мира в их самодвижении.

9) «Субстанция как субъект» есть «чистая простая негативность», и именно поэтому она есть раздвоение простого. По-другому, единое (непосредственное, простое) раздваивается на противоречивые части, противоположности. Это «противополагающее удвоение, которое опять-таки есть отрицание этого равнодушного различия» и его противоположности; только это «восстанавливающееся равенство» (второе опосредствованное равенство) - есть то, что истинно. По-другому, внутреннее противоречие приводит к второму отрицанию (отрицание отрицания) и к единству противоположностей.

10) Знание действительно может быть выражено как наука или как система. Принцип философии, если он истинен, тем самым уже и ложен. Опровержение это состоит в том, что указывают на его недостаточность. Опровержение основательно тогда, когда исходит из него самого (опровергаемого принципа), а не выдвинуто извне на основании противоположных уверений и выдумок. Такое проведение можно принять также за опровержение того, что составляет основание системы, но правильнее рассматривать его как показатель того, что основание или принцип на деле есть всего лишь начало её.

[Непосредственное сознание индивида и становление научного знания]

11) То, что названо «духовной субстанцией» есть совокупность связей человека с природой и связей между людьми.

12) Отдельный индивид находит перед собой непосредственно многообразный мир, «стихию непосредственного». Непосредственный мир, существующая природа есть то, что существует лишь со своей материальной основой.

13) Наука требует от индивида познания своей собственной основы – общественной связи с другими людьми и природой, с «общественной субстанции» человека. Индивид вправе требовать, чтобы наука подставила лестницу – его право основано на абсолютной самостоятельности.

14) Наука должна показать, что частное и непосредственное присуща ей самой и как она ей присуща. Она должна показать, как чувственное сознание становится тождественным с научным знанием.

15) Эту задачу следует понимать в общем виде – то есть рассматривать следует не отдельного индивида, а формирование («всеобщего») общественного индивида (накопление индивидами знаний о своей природе) в процессе развития. В «наличном бытии» жизни отдельного индивида господствует одна определенность, а от другой имеются лишь расплывчатые черты. В общественном индивиде каждый момент обнаруживается в ходе приобретения им своей конкретной формы.

16) Отдельный индивид должен и по содержанию пройти ступени образования индивидов, существовавших в прошлые века, но как формы, прошлого времени, как этапы пути, уже разработанного и выровненного.

17) Наука воспроизводит это образовательное движение в его полноте и необходимости, а также то, что уже низведено до момента и достояния человечества в процессе его формирования

[Теория познания]

18) Действительное, конкретное и непосредственное представляют нечто известное. Известное вообще – от того, что оно известно, еще не познано.

19) Анализировать – означает снять форму известности, вернуться к его фиксированным моментам, к простейшим определениям.

20) Задача нынешнего времени: необходимо отказаться от фиксированности того, что различено и придти к самодвижению, связи содержания в одном органическом целом.

21) Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного. В мышлении оно поэтому выступает как процесс синтеза, как результат, а не как исходный пункт, хотя оно представляет собой действительный исходный пункт и, вследствие этого, также исходный пункт созерцания и представления.

[Феноменология индивида и логика]

22) В наличном бытии индивида, в сознании есть два момента: момент знания и момент предметного мира. Неравенство между индивидом, обладающим сознанием, и предметом есть то, что приводит их в движение.

23) В результате их единства, которое достигается, они больше не распадаются на противоположности, а их различие – это лишь различие содержания. Их движение есть логика.

[Наука и здравый смысл]

24) Относительно всех других наук, изящных и прикладных искусств, ремесел думают, что для овладения ими необходимо затратить большие усилия на их изучение и на упражнения в них. Относительно же философии имеется убеждение, что каждый у кого есть глаза и руки, непосредственно умеет философствовать и рассуждать о философии. Кто ищет только назидания, кто желает окутать туманом земное многообразие своего наличного бытия и мысли и стремится к неопределенному наслаждению этой неопределенной божественностью, пусть сам заботится о том, где его найти.

25) Все, что в какой-нибудь науке считается истиной по содержанию, может быть достойно этого имени только тогда когда оно порождено философией. Истинные мысли и научное проникновение можно приобрести только в работе понятия.

?

Log in