redavan


Решусь на все, что смеет человек. Кто смеет больше, тот не человек.

Будьте реалистами, требуйте невозможного!


Previous Entry Share Next Entry
Гегель против эзотеритических откровений
redavan
Гегелевский объективный идеализм "в себе" материалистичен, но представлен в нелепой идеалистической форме. Во втором параграфе предисловия к "Феноменологии" он борется против идеализма в форме эзотерики.

Прежде всего, наш идеалист подмечает  условия нового времени. "Обладающий самосознанием дух", "дух, который трудится над своим преобразованием" "поднялся над субстанциальной жизнью", "над удовлетворенностью и уверенностью, вытекающей из достоверности "его примирения с сущностью и ее общим".

Иначе говоря, индивид буржуазной экономики,"дух" освободился от уверенности и удовлетворенности, предопределенных отношений зависимости, от этого "примирения с сущностью" - с общиной и своими условиями труда.

"Дух" не только освободился, но и "перешел к своей рефлексии в самое себя, лишенной субстанциальности" - то есть к индивиду, который связан с другими индивидами и со своими условиями труда ("своей субстанциональностью") только вещными отношениями, которые осознаются, как опустошение и отчуждение - "он сознает эту потерю и бренность".

Такова почва мистической романтики. "Отворачиваясь от грязного осадка, признавая, что он "лежит во зле", и порицая это, он требует теперь от философии не столько знания того, что есть он, сколько лишь – восстановления с ее помощью названной субстанциальности и основательности бытия".

"Для этой надобности философия должна-де не столько.... вернуть хаотическое сознание к мысленному порядку и простоте понятия, сколько, наоборот, свалить в кучу то, что разделено мыслью, заглушить понятие, устанавливающее различия, и восстановить чувство сущности, дать не столько уразумение, сколько назидание."

"Прекрасное, священное, вечное, религия и любовь – вот приманка, которая требуется для того, чтобы возбудить желание попасться на удочку".

Эзотерический идеализм прямо противоположен объективному идеализму Гегеля, "материализму в себе", науке логике. Гегель начинает с чистой абстракции - "достоверность" и "это", "чистое бытие и ничто", "становление", но он то, знает все их несовершенство и абстрактность и потому, справедливо указывает на то, что они имеют в себе свою противоположность, к которой надо перейти, чтобы достичь истины в виде научной системы. Противоположен путь эзотерического идеализма - они начинают с того, что "мир лежит во грехе", суете и надо не думать о мире, а достичь "достоверности", подмечая каждое свое ощущения "здесь и сейчас" или же достичь нирваны - буддийского "ничто". Эта "ничто" для них абстрактное всё - и священное, и вечное, и любовь.

Их метод - "свалить в кучу то, что разделено мыслью".

"В то же время, когда это не достигшее понятия" они "заявляют, что они погружает своебытность самости в сущность" то есть "философствует истинно и свято", "то они от себя утаивают, что... пренебрегая мерой и определением, напротив, лишь предоставляют свободу либо в самом себе – случайности содержания, либо в содержании – собственному произволу."

  • 1
мне кажется, этот аргумент (и его дальнейшее развитие) можно применять не только в отношении собственно мистического эзотеризма, но и в отношении любого рода "философий непосредственности", начиная с Гуссерля и Хайдеггера и заканчивая какими-нибудь новейшими аналитиками -- сторонниками нередуцируемых "квалиа"

Очень может быть. "Философии непосредственности" получается интеллектуальная эзотерика.

  • 1
?

Log in